Теория Развития                     Творческой Личности  (ТРТЛ)

 

ЛИЧНОСТЬ - это человек, обладающий УСТОЙЧИВОЙ системой черт ХАРАКТЕРА. Например, Суворов, Януш Корчак, Александр Лебедь...

 

Противоположность личности - "винтик", "как все", “тряпка”, конформист...

 

Классификация качеств человека

  1. Духовные качества: твердость духа, неподкупность.
  2. Душевные качества: доброта, нежность, отзывчивость.
  3. Нравственные качества: честь, совесть, этические нормы.
  4. Интеллектуальные качества: мышление, память, внимание, техника решения задач.
  5. Коммуникативные качества: умение общаться, доброжелательность, общительность, скромность, такт.
  6. Волевые качества: настойчивость, решительность, самообладание, умение довести работу до конца.
  7. Исполнительские (деловые) качества: трудолюбие, организованность, целеустремленность, деловитость, энергичность, работоспособность.
  8. Эмоциональные качества (реакции, чувства) жизнерадостность, импульсивность…
  9. Чувство юмора (понимание шуток и умение шутить).

 

ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ - это человек, обладающий ВСЕМИ качествами личности, плюс желанием творить, плюс обладание системой умений и навыков, необходимых для творчества. В понятии "Творческая личность" все таки главное слово личность. А главное качество личности – это нравственность.

 

Г.С. Альтшуллер, создатель Теории Решения Изобретательских Задач и Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ), назвал шесть качеств Творческой личности, безотносительно к роду занятий:

  1. Достойная цель жизни. (Развивать с 13 – 15 лет).
  2. Умение строить планы и программы. (Развивать с 7 лет).
  3. Работоспособность
  4. Техника решения задач
  5. Умение держать удар.
  6. Результативность.

Другими, не менее важными качествами Творческой личности являются:

  1. Нравственная чистота. Честь. Совесть. Правдивость. Справедливость.
  2. Умение самостоятельно определить, что благородно, что не благородно, что хорошо, а что плохо.
  3. Доброта. Умение сострадать, отзывчивость.
  4. Человеческое достоинство. Уважение к другой человеческой личности.
  5. Ответственность. Обязательность.
  6. Способность фантазировать и воображать.
  7. Нешаблонное, критическое, независимое мышление. Виды мышления приведены ниже.
  8. Умение учиться, самостоятельно приобретать знания и самосовершенствоваться всю жизнь.
  9. Желание творить и способность наслаждаться процессом творчества.
  10. Умение видеть задачи.

Качества Достойной цели: новизна, общественная полезность, конкретность, значительность, практичность, независимость.

 

В ТРИЗ есть такое понятие Предтворческая личность – это личность (дети) еще не выбравшая свою Достойную цель. ПТЛ = ТЛ – ДЦ.

 

Отметим, что кроме Достойных целей существуют и недостойные (деструктивные, неэкологичные) цели. 

 

Краткий анализ видов мышления, которые надо развивать:

 

  • Системное мышление, то есть способность воспринимать любой предмет и проблему всесторонне, во всем многообразии частей и их связей. Наиболее сложным здесь (но и эффективным) является, так называемый системный оператор, объединяющий системный, диалектический и функциональный подходы, названный Альтшуллером “Гениальным мышлением” 
  • Диалектическое мышление, то есть знать существо основных законов диалектики (кстати, очень простых), способность видеть противоречия и развитие всех систем во времени.
  • Функциональное мышление – понимание того, что все предметы люди делают не для того чтобы иметь эти предметы, а для того, чтобы они помогли удовлетворить потребности человека.
  • Логическое мышление: нахождение причинно-следственных связей, мышление по законам логики, умение доказывать, умение отстаивать свое мнение, свое решение.
  • ТРИЗовское мышление – это объединение всех отмеченных выше видов мышления, плюс знание объективных законов развития систем и умение пользоваться приемами и алгоритмами решения творческих задач.